Блог об изучении иностранных языков самостоятельно

Английский, испанский и итальянский: лексика, грамматика, полезные ресурсы и многое другое!

Изучение иностранного языка: цели и мотивы

motivationНа этот пост меня натолкнуло письмо одной читательницы, в котором, в частности, было написано следующее «Мне нравится испанский язык, но изучение языка требует цели, которой, у меня нет. Пыталась сделать изучение языка этой целью, но не получилось». В итоге  у нас состоялся интересный диалог, а я подумала, что хорошо было бы написать подробный пост на тему целей и мотивации при изучении иностранных языков.

Если человека спросить, нужно ли знать иностранный язык, в большинстве случаев он скажет «Конечно». Тем не менее, то, что большинство людей учат языки годами, безрезультатно, или вообще не учат, говорит о том, что есть большая разница между тем, чего хотят от вас (семья, общество, рабочий коллектив), и чего на самом деле хотите ВЫ.

Получается, что этот ответ навязан извне, ведь в современном обществе считается, что знать иностранный язык необходимо и престижно. И только когда человек сам захочет говорить на английском, например, только когда действительно поймет, что это ему нужно и/или будет получать от этого удовольствие – дело сдвинется с мертвой точки.

Я вижу для себя следующую схему:

Желание/мечта –> Цель (цели) –> Задачи

Когда мы говорим «Хочу выучить/знать испанский язык» — это просто желание. Это что-то расплывчатое и неконкретное, просто представление. Что значит «выучить»? Знать на каком уровне? Уметь писать или разговаривать? Или и то, и другое? Пока мы не ответим на эти вопросы, «хочу знать испанский» останется только мечтой. Чтобы начать действовать, нужно поставить цель или цели.

Но прежде, чем ставить цели, я бы хотела остановиться на таком важном пункте, как мотив. Считаю, что в этой цепочке не хватает одного звена — мотива (мотивации), который на самом деле скрывается за мечтой.

Многие проблемы с иностранными языками возникают от того, что у людей нет мотивации к изучению языка или они определяют свою мотивацию неправильно. Только поняв свою мотивацию, можно поставить цель – цель вытекает из мотивации.

Для того чтобы понять свою мотивацию, нужно ответить на вопрос «А почему я это делаю? Зачем мне это нужно? Что мне это даст на самом деле?». Если хорошо подумать, то можно найти очень интересные мотивы, которые лежат иногда очень глубоко, и вы о них даже не догадывались. Это что-то иррациональное, не всегда поддающееся логике.

Если вам легко даются языки, и у вас нет трудностей в их изучении, мотивы искать не обязательно. А вот если вы не можете заставить себя ими заниматься, а иностранный язык вам нужен по той или иной причине, тут-то и можно попробовать найти мотив или… придумать его. А потом призвать на помощь свое воображение и подсознание – представлять, как вы будете себя чувствовать, когда добьетесь желаемого.

Например, целью изучения иностранного языка может быть получение больших денег (а для этого нужно найти более престижную работу, для которой требуется знание иностранного языка), тогда нужно задуматься, а для чего вам нужны деньги. Кому-то они нужны для покупки дома, а кому-то для успеха у женщин. Вот это-то и есть мотив, поэтому сразу можно начать представлять себя в окружении красоток. Мотивом может быть и желание ощущать себя значимым и выглядеть лучше в глазах других.

Только когда вы определили свой мотив, можно приступать к целеполаганию. Если цель –найти работу, то подцелью будет «уметь писать деловые письма и вести переговоры на иностранном языке».

Теперь поговорим подробнее о целях.

Цель – это руководство по достижению мечты, это конечная точка, и она отвечает на вопрос «Что сделать?». Правильно поставленная цель должна соответствовать определенным критериям (так называемая SMART-цель):

1. Быть максимально конкретной и ясной, т.е. однозначно пониматься не только нами, но и другими людьми

2. Быть измеримой, т.е. мы должны иметь возможность понять, достигли мы ее или нет

3. Быть достижимой, т.е. мы должны понимать, хватит ли нам ресурсов для достижения цели

4. Быть реалистичной, т.е. мы должны быть уверены, что она не противоречит другим нашим целям и планам, но и в принципе осуществима.

5. Быть ограниченной во времени (иметь определенный срок)

Например, цель «уметь писать деловые письма на английском языке» можно конкретизировать следующим образом: написать 100 деловых писем трех типов (перечислить) в течение 3-х месяцев. Критерий достижения – получить за каждое написанное письмо оценку от преподавателя не менее 9 баллов из 10.

Цель «выучить лексику русско-английского разговорника» можно конкретизировать как «выучить лексику русско-английского разговорника» за 3 месяца. Мы поймем, достигли мы ее или нет, проверив себя, разыграв сценку «в ресторане» или «в отеле».

С целями связано еще одно важное понятие – ресурсы, которые могут быть временными или материальными. Есть ли у нас деньги на учебники и репетитора? От ответа на этот вопрос зависит, КАК мы будем достигать поставленной цели. А это уже стратегия.

Мы можем учиться писать деловые письма, купив пособие и занимаясь самостоятельно, а можем пойти на курсы деловой переписки на английском. Ресурсы, которыми вы располагаете, нужно учитывать при постановке целей, т.к. они влияют на стратегию, задачи, и выбор самой цели.

Остался последний этап – задачи. Что конкретно нужно делать, чтобы достичь цели. Купить учебник, каждый день учить по 5 слов, каждый день писать по 5 писем и т.п.

Мы все индивидуальны, и у каждого свои мотивы – найдите их и используйте для изучения языка. А может быть, вы поймете, что иностранный язык вам не  нужен, и перестанете переживать по поводу того, что вы его не знаете – но это уже будет ВАШЕ осознанное решение.

P.S. еще на эту тему — http://bigben.su/articles/motivation/usilenie-motivatsii-k-izucheniyu-angliyskogo-yazika

Еще записи по теме:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
  • http://lang2lang.ru Анастасия

    Статья, которая в П.С. вообще какая-то фигня. У тебя лучше :)

    • http://www.lingvaroom.ru Юлия

      У них как раз все серьезнее и больше расписано, по-моему. Но все равно спасибо:))

  • http://ywse.ru/ Alexander

    Испанский я знаю. И когда говорю — получаю действительное удовольствие :)

  • Алексей

    Привет Юлия! Сегодня случайно попал на твой сайт и мне он очень понравился. Всегда приятно найти родственную душу.

    Согласен, что без серьезной мотивации изучение языка превратится в бесконечную безрезультатную пытку. Притом, человек может на рациональном уровне понимать, что надо, полезно, поможет в работе, но если не будет некоего глубинного «Хочу!» так и прущего изнутри — то результаты будут небольшие.
    Кроме того важен успешный опыт изучения языка. Я например, когда начинал изучать итальянский, уже хорошо знал английский, так как учил его за полгода за границей и примерно понимал как это все делается. Поэтому уже вначале расставил некие временные вешки — что, когда и сколько. Когда начал учить испанский после итальянского — еще лучше представлял что мне нужно делать и как. Думаю, что изучение четвертого языка вообще выйдет на уровень чистой технологии. Но это будет через несколько лет, не раньше :smile:

    Другое дело, когда у человека нет такого опыта. Он помнит, например, как мучил английский 10 лет в школе и еще 5 лет в вузе, и при этом мало что может, после пятнадцати лет обучения. И он просто не представляет как надо правильно учить языки, да и сомневается уже в своих способностях.

    • http://www.lingvaroom.ru Юлия

      Алексей, да, эти 2 момента, о которых ты говоришь — наиболее важны. Подписываюсь под всеми твоими словами:)

  • ИРИНА

    всем ПРИВЕТ …
    пришёл такой этап в моей жизни когда я задумалась а может и вправду это посильно для меня , изучить испанский , не так что бы к этому я пришла самостоятельно , но….
    С английским — полное отсутствие контакта , и потеряна надежда переступить через непонимание …
    А вот про испанский — какое то неведомое притяжение , боюсь одного — такого же отрицательного результата , что посоветуете .
    Думаю что мне повезёт услышать от вас совет верный как учить язык , СПАСИБО

    • http://www.lingvaroom.ru Юлия

      Ирина, здравствуйте. У меня не будет волшебного рецепта — просто берете и учите:) Сходите в книжный, полистайте самоучители, подберите подходящий для себя (признаки хорошего самоучителя я давала на этом блоге), а потом планомерно занимайтесь. Желательно, чтобы к самоучителю было аудио, чтобы послушать, как произносятся сначала отдельные звуки, а потом слова.
      Будет нелегко, не все сразу будет получаться, но постепенно вы привыкнете к языку, поймете его логику, прочувствуете эмоционально.
      Подумайте, что еще можете использовать в изучении, попробуйте много разных методов и советов и найдите, что подойдет именно вам. Те же карточки, например, или программы для запоминания слов.
      Так что рецепт один — труд:)

      • http://www.facebook.com/profile.php?id=100000119536215 Tatyana Terekhova

        а как найти статью про самоучители?

  • polyglot

    Я считаю, что мотивации не достаточно. В изучении языка нужны еще терпение и усидчивость, не у всех это есть. Чаще всего не хватает времени с таким сумасшедшем темпом жизни. Что касается меня, то я нахожу время в трамваях и автобусах, мотивируя себя тем, что в каждой стране, я чувствую себя почти что как дома, так как могу изъяснится с жителями на их родном языке.

    • http://www.lingvaroom.ru Юлия

      to polyglot
      Конечно, без усидчивости и терпения ничего не будет, согласна. Я уже заметила, что тем, у кого много лет не получается выучить язык, не хватает именно усидчивости, а также отсутствует способность учиться самостоятельно.

      А ваша мотивация очень похожа на мою — мне тоже важно в чужой стране разговаривать на местном языке — так чувствуешь себя более уверенно и безопасно, плюс еще и страну лучше узнаешь и понимаешь.

  • http://lhschool.ru/general-english LightHouse

    Да, Вы правы на все 100%
    Была идея выучить финский — хороший язык, красивый, интересный. Начала заниматься, но как-то быстро скисла. именно потому что целей и задачей не было.
    Лучше всего — общаться по-английски (или на другом языке), общаться и еще раз общаться. Даже с самым маленьким уровнем знания языка не стоит этого бояться. Тем более, что в живом общении научишься разговорному языку, живому.

  • Артём

    По поводу всего сказанного добавлю свои 5 копеек…
    А ведь может же быть такое, что начинаешь учить язык без мотивации, но всё равно, неплохо идёт… А потом во время изучения может появиться мотив…
    Мой случай — пользовался интернет-ресурсом для изучения языка, носители языка оценивали мои потуги, подсказывали «что, где и как правильно», а потом и появился мотив — познакомился с испаноязычной девушкой… Она знает английский не очень хорошо(по её словам — но я не согласен), я — более-менее… Но вот незадача — надоело мучить и себя и девушку непониманием фраз друг друга на английском… Кроме того, через некоторое время она пригласила в гости… Вот я и засел за испанский…
    П.С. Понемногу пытаюсь её научить русскому — пока без особых успехов… Но я не намерен отступать….

    • http://www.lingvaroom.ru Юлия

      Но ведь не просто так Вы пришли на этот сайт, значит, зачем-то начали язык учить.
      А вообще да, женщина — это очень сильная мотивация:)))) Здорово, что так все получилось.

  • Артём

    Простейшие мотивы были такие:
    1) способность к языкам;
    2) увлечение футболом, которое на некоторое время превратилось в подработку, пусть прямо и не связанные между собой;
    3) ну а теперь появился самый мощный стимул — девушка…

    К тому же, девушка стала и дополнительным стимулом не только к испанскому языку, но и к работе — надо подсобирать средств на путешествие к девушке в … Мексику!

    П.С. Что подскажете по поводу Мексики? В частности местные идиомы и т.д.
    П.П.С. Юлия, вы случайно не знаете по каким методикам можно учить испаноязычную девушку русскому языку?
    Буду безмерно благодарен за помощь!

    • http://www.lingvaroom.ru Юлия

      Артем, к сожалению, не изучала специально мексиканские идиомы.
      А по поводу обучения Вашей девушки русскому языку, мне кажется, что она будет учиться в процессе общения с Вами. Вряд ли нужны какие-то методики, ну или можно купить учебник русского для иностранцев. Но думаю, что простые слова и фразы Вы сможете ей объяснить, а там уже, если ей понравится, можно будет и что-то серьезное почитать.

  • Артём

    Юлия, вы знаете в чём преимущество русскоговорящих перед иностранцами?
    Общаясь с девушкой из Мексики, я его для себя открыл — в русском языке есть все звуки, которые есть в во всех других языках. Вот только в некоторых языках разные звуки отсутствуют… Как по мне, научить испанцев звуку «ж» очень сложно, не говоря уже о «ц»…
    Понятно, что можно некоторые звуки передавать как звукосочетания, например «ц» как «тс», но это всё же не то, что надо…

  • http://dimgenich.wordpress.com DimGenich

    Не хочу вас расстраивать, Артём. Но даже многие звуки в испанском несколько отличаются от русского, а если вы когда-нибудь начнёте знакомство, например, с китайским, то вас ждёт много не очень приятных фонетических открытий. :lol:

  • http://homelang.ru/ Falcon

    Хороший анализ цепочки «цель-мотивация». Я вот только думаю, что многие люди не станут четко определять цель с измеримостью и конечными сроками.
    Часто цель довольно расплывчива, а человека толкает к изучению языка либо любопытство, либо желание занять свободное время :)

    А вот через какой-то период времени, когда немного прозанимавшись языком, к нему начинают приходить некоторые идеи относительно будущего и дальнейших целей.

    Как раз в данном случае мотивация (любопытство) и рождает какую-то цель. Бывает, что вообще жизнь человека изменяется как бы сама собой :)

    Главное во всем этом то, чтобы тот, кто изучает языки в один прекрасный момент понял, что это гораздо больше чем любопытство или хобби и сделал бы шаг в новую жизнь, где стал бы ставить уже вполне конкретные цели.

    Поэтому я думаю, что с самого начала занятий языком особых, далеко идущих целей ставить не стоит, а лучше всего сосредоточиться на процессе познания нового для себя явления :)

     Ведь от того, какие отношения установятся с иностранным языком, зависит и дальнейшая судьба этого благородного дела :)

    • http://www.lingvaroom.ru Юлия

      В основном проработка мотивации нужна тем людям, которым вроде бы надо выучить язык, но как-то не получается. А тем, кто учит ради удовольствия и интереса, можно и не думать о целях. Хотя тоже иногда полезно, чтобы за процессом не забыть и о результате:)

    • lingvaroom

      Обычно разбор своих целей нужен тому, кому нужен язык, но не получается выучить. А тем, у кого и так хорошо, действительно, не очень-то это и надо. И согласна, что подумать над целями полезно, когда есть уже определенный уровень языка. Тогда для дальшейшего прогресса нужно поставить цели.

  • Shalt Marn

    Да, мотивация и цель — это не выдумка современных менеджеров, это то, что часто помогает продолжить занятия, заниматься более осознанно. Но в моём случае как-то непонятно — нет цели. Занимаюсь языком более 4-х лет «потому что нравится». Сейчас прочёл статью, исписал лист бумаги… думаю. Хочу найти интересную цель и более содержательную цель. Автор, а вы сама не поделитесь своими целями? Может на их основе я что-то придумаю для себя?

    • lingvaroom

      Нравится — это и есть самая главная мотивация!:) На мой взгляд, подготовка и сдача какого-нибудь экзамена в таком случае — самое то. Помогает структурировать знания, подтянуть слабые места. Цель — измерима (сдал, не сдал, если сдал, то на какой балл), с привязкой ко времени. У меня на данный момент одна цель — сдать BEC Higher по английскому. Действительно мотивирует, но и стресса и переживаний тоже достаточно.

Поиск
ПОДПИШИТЕСЬ НА МОЙ БЛОГ И ПОЛУЧАЙТЕ НОВЫЕ ПОСТЫ НА EMAIL

Подарок за подписку - карточки самых часто употребляемых слов (минилекс Гуннемарка) для английского, испанского и итальянского языков по Вашему выбору.

Получать посты для следующих языков:

Свежие комментарии

Посетите наши страницы в социальных сетях!

Facebook.      Twitter.      RSS.
Вверх
© 2017    Все права защищены. Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки.   //    Войти