Блог об изучении иностранных языков самостоятельно

Английский, испанский и итальянский: лексика, грамматика, полезные ресурсы и многое другое!

Вопрос-Ответ: о литературе по методике обучения иностранным языкам

Данным постом я открываю рубрику «Вопрос-Ответ», которую буду вести совместно с Сергеем Шандренко, преподавателем английского языка и автором сайта «Honest English». Вместо большого интервью Сергей предложил сделать серию постов, в каждом из которых он будет отвечать на один мой вопрос.

Так как сейчас меня интересует все, что связано с методикой преподавания и изучения иностранных языков, то первый мой вопрос, а, точнее, просьба, будет звучать так:

Вопрос: Сергей, посоветуйте, пожалуйста, литературу на тему преподавания иностранных языков. Не  сильно «заумную», которую сможет воспринять не только преподаватель, но и обычный человек, интересующийся иностранными языками.

Ответ: Для начала неплохо бы почитать Джима Скривенера (Jim Scrivener). У него есть талантливая, популярно написанная, и в целом очень добродушная книженция под названием Learning Teaching. Это без преувеличения бестселлер, так что купить или скачать особого труда не составит. Learning Teaching – это практическое руководство по выживанию на первых уроках, теории там мало, поэтому читается легко и быстро.

Потом я бы порекомендовал целиком всю серию How to Teach (English, Grammar, Speaking, Pronunciation, for Exams, Business English, Vocabulary), в особенности части, написанные Скоттом Сорнбери (Scott Thornbury). Помимо этого у него на сайте www.thornburyscott.com  можно найти любопытные статьи про Dogme. Это такая классная импровизационная методика преподавания иностранных языков, которая предлагает отказаться от учебников, перегруженных грамматикой и нудными текстами, и наладить на уроке полноценную коммуникацию в режиме «здесь и сейчас». Мне на данный момент его идеи очень близки. Из других хороших книжек Скотта могу назвать An A-Z of ELT и Teaching Unplugged.

Для тех, кому хотелось бы получить более или менее исчерпывающую информацию собственно о методах преподавания иностранных языков (традиционном, коммуникативном, аудиолингвальном, суггестопедии и прочих) настоятельно советую обратиться к работе под названием Techniques and Principles in Language Teaching, автор – Diane Larsen-Freeman: очень подробно, занимательно, иллюстративно.

Если же и этого будет мало, а методикой вы увлеклись всерьез и надолго, то тогда обязательно прочитайте трехтомную фундаментальную монографию Theory of Language Teaching (Applied Linguistics, Language Didactics, Language Pedagogy) by  Dr.R.Millrood.

У Радислава Петровича также есть вполне достойный «Модульный курс методики обучения иностранному языку» и написанная весьма доступным языком Introduction to Linguistics.

Но это все на английском, на русском не рискну порекомендовать ничего, кроме незабвенного Ильи Франка «Чужой язык – как сделать его своим» (в соавторстве с К. Комиссаровой). Толковых русскоязычных книжек по методике преподавания не особо много, но зато есть куча различных и довольно любопытных сайтов, форумов и блогов. Это, конечно, отдельная обширная тема и к списку литературы отношения не имеет.

Однако все же порекомендую форум http://www.englishteachers.ru/forum/index.php. С ноября прошлого года сам активно там «пощусь» и приглашаю к дискуссии всех преподавателей и «продвинутых» учеников, которым есть что сказать и спросить. Особенно был бы рад учителям, работающим на коммерческих курсах и преподающих язык взрослым, а то, общаясь там с учеными и школьными педагогами, иногда чувствую себя немножко одиноко…

 

Сергей, спасибо за рекомендации. Друзья, надеюсь, вам понравится новая рубрика. Если у вас есть или появятся вопросы  – вы тоже можете задать их в комментариях или прислать на электронную почту lingvaroom(собака)gmail.com. На самые интересные из них Сергей ответит в следующих постах.

Еще записи по теме:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
  • http://homelang.ru/ Николай

    Среди  русскоязычной литературы на тему изучения иностранных языков я все-таки бы выделил три интересных издания. Они все разные, но в сумме дополняют друг друга. Если их использовать для самостоятельного изучения языков, то можно очень даже неплохо продвинуться.

    Итак:

    1. Антон Хрипко. «Как учить чужой язык» 2004 г. 

    Книга адресована как начинающим, так и продолжающим изучать языки. Автор приводит практически полный перечень всех существующих методик и знакомит читателя с инновационными методами изучения языков. Кроме этого, он дает практические рекомендации по освоению всех основных разделов языка.

    В общем, хороший материал, я оттуда немало взял для своих собственных занятий. Читается легко и понятно.

    2. Дмитрий Спивак «Как стать полиглотом?»

     Книга издана аж в 1989 году :)
    Хотя я помню, это было как вчера :)
    Несмотря на давность лет, это очень интересная и содержательная книга о языках. Там все вертится вокруг полиглотов — кто они, откуда, легко ли ими стать и что для этого нужно делать. Прекрасный старый добрый стиль изложения, очень мотивирует :) И та информация, что дает автор по вопросам изучения языков, не устарела, а наоборот, именно сейчас ей можно с толком воспользоваться :)

    3.Елена Аверина «Иностранный за 200 часов». 1994 год.

    Отличная монография с расписанным системным подходом освоения иностранного языка! Автор — опытный филолог, методист, кандидат наук. Основное внимание уделяется развитию устной речи и работе с текстами. Причем все разобрано так подробно, что просто бери и делай :) Некоторым может показаться скучноватым из-за слишком конкретного подхода, но зато это готовая и реально работающая методика :)

    Так что,я  считаю, эти книги должны иметь место в методической библиотечке каждого, кто самостоятельно учит язык :)  А кто как думает? Может быть, у кого-нибудь есть свои настольные методические пособия ?:)

    • lingvaroom

      Николай, из этих 3-х как минимум 2 (первая и вторая) все-таки наверное больше о методиках для самообучения (поправьте меня, если это не так). А Сергей говорит именно про «серьезную» литературу для учителей. Хотя, я считаю, она будет полезна всем, кто интересуется языками.
      А если говорить про книги, то я бы выделила Гуннемарка и Като Ломб. Спивак у меня на очереди, дожидается. Прочитаю — обязательно напишу про него. Перечисленные Вами книги обязательно посмотрю, а, возможно, они у меня уже есть:)

  • Vadim_s20

    Большое спасибо за эту информацию! А также за наводку на очень толковый сайт. Некоторые идеи стараюсь воплотить в своих занятиях. Постараюсь раздобыть указанную здесь литературу, особенно Сорнбери. Методика преподавания — безумно увлекательная тема, жду с нетерпением, когда мы ее в следующем году будем проходить в вузе. 

    • lingvaroom

      Вадим, пожалуйста! И я очень рада Вашему комментарию, а то я уж думала, что кроме меня, эта тема больше никого не  интересует:))

Поиск
ПОДПИШИТЕСЬ НА МОЙ БЛОГ И ПОЛУЧАЙТЕ НОВЫЕ ПОСТЫ НА EMAIL

Подарок за подписку - карточки самых часто употребляемых слов (минилекс Гуннемарка) для английского, испанского и итальянского языков по Вашему выбору.

Получать посты для следующих языков:

Свежие комментарии

Посетите наши страницы в социальных сетях!

Facebook.      Twitter.      RSS.
Вверх
© 2017    Все права защищены. Копирование материалов сайта разрешено только при наличии активной ссылки.   //    Войти