Вопрос-Ответ: о литературе по методике обучения иностранным языкам

Данным постом я открываю рубрику «Вопрос-Ответ», которую буду вести совместно с Сергеем Шандренко, преподавателем английского языка и автором сайта «Honest English». Вместо большого интервью Сергей предложил сделать серию постов, в каждом из которых он будет отвечать на один мой вопрос.

Так как сейчас меня интересует все, что связано с методикой преподавания и изучения иностранных языков, то первый мой вопрос, а, точнее, просьба, будет звучать так:

Вопрос: Сергей, посоветуйте, пожалуйста, литературу на тему преподавания иностранных языков. Не сильно «заумную», которую сможет воспринять не только преподаватель, но и обычный человек, интересующийся иностранными языками.

Ответ: Для начала неплохо бы почитать Джима Скривенера (Jim Scrivener). У него есть талантливая, популярно написанная, и в целом очень добродушная книженция под названием LearningTeaching. Это без преувеличения бестселлер, так что купить или скачать особого труда не составит. LearningTeaching – это практическое руководство по выживанию на первых уроках, теории там мало, поэтому читается легко и быстро.

Потом я бы порекомендовал целиком всю серию How to Teach (English, Grammar, Speaking, Pronunciation, for Exams, Business English, Vocabulary), в особенности части, написанные Скоттом Сорнбери (Scott Thornbury). Помимо этого у него на сайте www.thornburyscott.com можно найти любопытные статьи про Dogme. Это такая классная импровизационная методика преподавания иностранных языков, которая предлагает отказаться от учебников, перегруженных грамматикой и нудными текстами, и наладить на уроке полноценную коммуникацию в режиме «здесь и сейчас». Мне на данный момент его идеи очень близки. Из других хороших книжек Скотта могу назвать AnA-ZofELT и TeachingUnplugged.

Для тех, кому хотелось бы получить более или менее исчерпывающую информацию собственно о методах преподавания иностранных языков (традиционном, коммуникативном, аудиолингвальном, суггестопедии и прочих) настоятельно советую обратиться к работе под названием TechniquesandPrinciplesinLanguageTeaching, автор – DianeLarsen-Freeman: очень подробно, занимательно, иллюстративно.

Если же и этого будет мало, а методикой вы увлеклись всерьез и надолго, то тогда обязательно прочитайте трехтомную фундаментальную монографию Theory of Language Teaching(Applied Linguistics, Language Didactics, Language Pedagogy) by Dr.R.Millrood.

У Радислава Петровича также есть вполне достойный «Модульный курс методики обучения иностранному языку» и написанная весьма доступным языком Introduction to Linguistics.

Но это все на английском, на русском не рискну порекомендовать ничего, кроме незабвенного Ильи Франка «Чужой язык – как сделать его своим» (в соавторстве с К. Комиссаровой). Толковых русскоязычных книжек по методике преподавания не особо много, но зато есть куча различных и довольно любопытных сайтов, форумов и блогов. Это, конечно, отдельная обширная тема и к списку литературы отношения не имеет.

Однако все же порекомендую форум. С ноября прошлого года сам активно там «пощусь» и приглашаю к дискуссии всех преподавателей и «продвинутых» учеников, которым есть что сказать и спросить. Особенно был бы рад учителям, работающим на коммерческих курсах и преподающих язык взрослым, а то, общаясь там с учеными и школьными педагогами, иногда чувствую себя немножко одиноко…

Сергей, спасибо за рекомендации. Друзья, надеюсь, вам понравится новая рубрика. Если у вас есть или появятся вопросы – вы тоже можете задать их в комментариях или прислать на электронную почту lingvaroom(собака)gmail.com. На самые интересные из них Сергей ответит в следующих постах.

lingvaroom
Добавить комментарий